КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Июль 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

Горная школа

Текст: Андрей Красилов.
Фото: Андрей Красилов, Сергей Кубанов, SkiDooKing
.

 

Если вам приходилось кататься в горах, то самая распространенная картина, которую вы наблюдали на открытых склонах, – это вертикальные следы от снегоходов, пытавшихся сделать максимально высокую отметку. Но такое катание быстро становится скучным, ограничено только открытыми склонами и никак не развивает мастерство управления снегоходом.

Зачастую покорение склона требует от райдера прохождения сложного маршрута в виде зигзага, а дополнительные препятствия в виде деревьев, камней, уступов создают повышенные требования к навыкам управления.

Но горы не единственное место, где требуются навыки управления снегоходом на склоне. Преодоление самых простых оврагов, русел рек и небольших холмов, усыпанных растущими деревьями и кустарниками, часто заставляет неопытного снегоходчика либо менять маршрут, либо потратить большое количество времени и сил на преодоление.

Навык движения траверсом не только расширяет возможности выбора маршрута, но и делает путешествие на снегоходе намного увлекательнее. После добросовестной отработки упражнений 1 и 2, описанных в предыдущих номерах, пришло время покорять первые склоны.

 

Задачи:

1) Научиться уверенно двигаться вдоль склона траверсом в правом и левом направлении.

2) При вертикальном заходе на склон с опорой на две лыжи отработать перевод снегохода в опору на одну лыжу со сменой траектории от вертикальной в горизонтальную.

 

 

Условия

Выбрать не крутой, но продолжительный склон. Возможно использование берега реки, склона оврага или карьера. Примерный угол уклона 45–50 градусов. Достаточная высота 5–8 метров. Желательная продолжительность – 100 и более метров. Глубина снежного покрова более 70 см. Склон должен быть достаточно ровным, без дополнительных препятствий в виде кустов, камней и ям. На всем протяжении дистанции необходимо обеспечить безопасный спуск на ровную поверхность. Если вы тренируетесь на родной территории, то выбирайте склон, рельеф которого вы хорошо знаете в летнее время. Зачастую снежный покров скрывает неприятные сюрпризы в виде камней, металлоконструкций, столбов или поваленных деревьев. На период тренировки необходим максимально чистый от препятствий склон. Это поможет не только уберечь снегоход от возможных поломок, но и обеспечит райдеру минимальные риски травмирования.

Важно при выборе склона учитывать опасность схода лавины. Даже невысокий склон может представлять угрозу схода лавины. Выбирайте склон без нависающих снежных козырьков, с возможностью на всем протяжении дистанции не только спуститься вниз, но и подняться наверх.

 

 

Упражнение:

Стартовая позиция в 15–20 метрах от склона, перпендикулярно ему. Снегоход в стандартном положении с опорой на две лыжи. Райдер в положении № 0: ноги на подножках снегохода примерно на одну ступню назад от крайнего переднего положения, колени слегка согнуты и упираются во внутренние панели капота снегохода, спина прямая, руки на руле, локти слегка согнуты и разведены. Начинаем движение с ровного разгона, так, чтобы к моменту подъема на склон снегоход имел уверенную инерцию движения. При подъеме положение дроссельной заслонки примерно на ¾.

Как только снегоход начал подъем на склон, райдер меняет положение из «нулевой» позиции в положение № 2: переносим правую ногу на левую подножку и ставим ее рядом с левой ногой носками перпендикулярно краю опорной подножки. Дальше повторяем уже хорошо отработанный прием положения № 3: одновременно, приподнявшись на носках ног, продавливаем подножку снегохода опорной правой ногой, выкидывая левую ногу вперед и в сторону склона, поворачиваем руль максимально вправо – лыжи смотрят в противоположную от склона сторону. Газ в этот момент слегка добавляем. Снегоход тянем на себя, к склону.

Как и в предыдущих упражнениях, перед райдером стоит задача найти устойчивое положение снегохода, при котором он уверенно движется вдоль склона, не стремясь завалиться ни на райдера, ни от райдера. Помним, что исправить слишком большой наклон в сторону райдера значительно легче, чем обратное положение. Потому важно не бояться быть «придавленным» снегоходом и уверенно тянуть его на себя в момент постановки на одну лыжу.

 

 

Важные факторы:

Во время движения вдоль склона на положение снегохода будет влиять несколько факторов:

1. Угол наклона снегохода относительно склона. Если райдер не дотянул снегоход до правильного положения, то снегоход будет стремиться ехать вниз. Если снегоход находится слишком близко к склону, то он будет стремиться ехать вверх.

2. Скорость движения. Если скорость излишне высока, то снегоход будет стремиться ехать вверх. Если скорость движения слишком низкая, то снегоход будет стремиться вниз или будет застревать, закапываясь в снегу.

3. Положение райдера на подножке снегохода. Чем дальше райдер от носовой части снегохода, тем больше у снегохода тенденция двигаться вверх по склону.

4. Положение лыж относительно склона. Чем круче повернут руль в противоположную от склона сторону, тем легче задавать направление движения снегоходу – хоть вверх, хоть вниз. В этот момент фактически управление идет за счет вращения гусеницы. Чем ближе к склону повернуты лыжи, тем их влияние сильнее. Также при неправильном положении лыж (прямое положение руля) увеличивается риск переворота снегохода вниз по склону. 

 

 

При правильном выполнении упражнения райдер должен на небольшой скорости проехать траверсом по всей дистанции, без напряжения удерживая снегоход в устойчивом положении. Движение по склону, так же как и на «восьмерке», происходит как на самокате: нога-балансир выносится вперед и, как только равняется с ногой на подножке, становится толчковой, разгружая на мгновение снегоход и придавая ему дополнительную тягу.

Важно сохранять во время всего движения руки максимально расслабленными и прямыми. Помним, что руками райдер сам приближается к снегоходу, а не снегоход приближает к себе.

 

 

Контролировать скорость возможно тормозом. Но в этом случае работа дроссельной заслонкой и тормозом происходит не последовательно, а параллельно. Не отпуская гашетки газа, прижимаем рукоятку тормоза. Таким приемом изменяется режим работы вариатора. Если проводить параллели с работой коробки передач на автомобиле, то в этом случае райдер включает пониженную передачу, увеличивая тягу.

Отработав движение вдоль склона в одну сторону, переходим к отработке движения в противоположную сторону. Сохраняя принцип, просто зеркально меняем перемещения райдера на подножках и управление рулем.

При работе на склоне не пренебрегайте собственной безопасностью. Застегните шлем, используйте защиту груди и защиту колен. Контролируйте скорость, чтобы ваше движение происходило именно по описанной технике, а не за счет центробежной силы.

 

 

школА катания Часть II:

Козырная «восьмерка» (№12-1, декабрь-январь, 2014-2015)

ШКОЛА КАТАНИЯ. Часть I:

Неправильная правильная нога (№3, март, 2014)

 

Главная страница

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года