КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
 
5 6 7 8
 
 
9 10
 
11
12 13 14 15 16 17
 
18
19 20 21 22 23
 
24
 
25
26 27 28 29 30 1 2
Выставки и фестивали Соревнования
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?
Главная страницаАрхив журнала№12-1, декабрь-январь, 2014-2015Школа катанияКозырная «восьмерка» (бундокинг для чайников / часть II)

Козырная «восьмерка» (бундокинг для чайников / часть II)

Текст: Андрей Красилов.
Фото: SkiDooKing, Mountain Rider
.

 

В первом сезоне школы SkiDooKing, на третий день обучения, один из курсантов произнес фразу: «Сегодня я отчетливо осознал, что у группы огромный прогресс! Мы, не задумываясь, развернулись в таком месте, где три дня назад этим же составом потратили бы пару часов на такой маневр».

Основы управления горным снегоходом, по сути своей, являются основами управления любым снегоходом на сложных рельефах в условиях глубокого снега. Потому изучить их рекомендуется каждому владельцу моторных санок.

Итак, на прошлом уроке мы научились ставить снегоход на одну лыжу в статике и сделали первые несколько метров в движении. Если задача первого упражнения выполнена и благодаря тренировкам этот прием исполняется без приложения силы, а только с использованием описанной техники, то вперед – к следующему шагу в познании науки управления горным снегоходом.

 

Упражнение №2

Второе упражнение под названием «козырная восьмерка», которое, может, на первый взгляд покажется гиперсложным, по сути является продолжением первого, только в динамике. Если постановку снегохода на одну лыжу в статике вы освоили успешно, со вторым не будет особых проблем. Наша задача: научиться в движении, на ровной площадке, переводить снегоход из положения «опора на две лыжи» в положение «опора на одну лыжу» и в таком положении управлять им; сменить опору с одной лыжи на вторую лыжу без остановки и продолжить управление снегоходом на малом ходу.

 

 

Условия

Выбрать относительно ровную площадку размером примерно 30х15 м. Установить два ориентира на удалении 15–20 м друг от друга. Ориентирами могут быть любые предметы: дорожные конусы, флажки, ветки, рюкзаки, перчатки…

Желательно, чтобы на площадке был неглубокий снег и обязательно отсутствие наста. Лучше пусть будет укатанная площадка, чем снег глубже 40 см!

 

 

Методика

Необходимо на небольшой скорости начать движение в стандартном положении снегохода с опорой на обе лыжи. Райдер стоит в положении: ноги на подножках снегохода примерно на одну ступню назад от крайнего переднего положения, колени слегка согнуты и упираются во внутренние панели капота снегохода, спина прямая, руки на руле, локти слегка согнуты и разведены. После начала движения райдер переносит центр тяжести на правую ногу, руль поворачивается до упора влево, лыжи смотрят в противоположную от опорной ноги сторону. Опорная нога и руки выпрямляются. Левая нога переносится на правую подножку снегохода и встает рядом с правой ногой. Ступни обеих ног развернуты носками в сторону гусеницы и находятся перпендикулярно краю подножки снегохода. Руки выпрямлены.

 

 

Далее, почти одновременно, делаем следующее: приподнимаемся на носках и опускаясь переносим центр тяжести на левую ногу, пытаясь продавить подножку снегохода. Правую ногу выставляем вперед и в сторону, пытаясь опереться на нее в районе стойки лыжи. Здесь имеется в виду действие правой ногой, похожее на широкий шаг вперед. Так как снегоход движется, то  если просто выставить ногу в сторону, через мгновение она окажется позади и толчок сделать не удастся. Потому правую ногу выставляем вперед, визуально представляя, что хотим ей упереться в снег на оси центра лыж.  В это же время прямыми руками тянем снегоход на себя, сверху по окружности вниз, при этом слегка добавляем газ.

Снегоход мгновенно перейдет в положение «опора на одну лыжу». За счет движения нога, вынесенная вперед будет опираться на снег на одной линии с ногой на подножке снегохода. В этот короткий момент центр тяжести переносим на правую ногу и отталкиваемся ей как на самокате. По сути, правая нога становится опорной. С одной стороны, мы ей страхуемся от опрокидывания снегохода на райдера, с другой – толкаемся ей, разгружая на мгновение снегоход от веса райдера. Так как наша задача состоит в том, чтобы двигаться максимально медленно, но не останавливаться, то необходимо поймать то положение снегохода, когда райдер не удерживает его от опрокидывания ни в одну из сторон, а только слегка подруливает опорной лыжей. Фактически при правильном выполнении упражнения, всегда есть возможность остановиться в любом месте и оставить снегоход в устойчивом положении на одной лыже.

Далее, в позиции самоката стараемся медленно на ровном газу и по минимальному радиусу обогнуть первый ориентир. Далее, описывая траекторию «восьмерки», направляем снегоход ко второму ориентиру. В месте пересечения траектории, не совершая остановки, меняем положение «опора на правую лыжу» в положение «опора на две лыжи» и далее в «опора на левую лыжу». То есть перемещаемся с правой подножки на левую, зеркально повторяя все предыдущие действия.

В результате, двигаясь по траектории «восьмерки», снегоход опирается на обе лыжи только на трех коротких отрезках:

1. Несколько метров после старта на входе в фигуру.

2. В центре «восьмерки» в момент смены опорных лыж.

3. На финише упражнения после прохождения всей траектории «восьмерки».

На протяжении всей остальной дистанции снегоход движется, опираясь на одну лыжу и край гусеницы.

Сам процесс постановки снегохода на одну лыжу и его движение в таком положении часто у новичков вызывает страх опрокидывания на райдера. Именно по этой причине его в большинстве случаев недотягивают до устойчивого положения. Этот момент достаточно подробно мы описали в упражнении № 1. Но повторюсь, правильное положение снегохода находится примерно на 45 градусах. Райдер в этот момент шагает рядом. Если стойка райдера правильная, спина прямая, то снегоход точно находится выше критической точки опрокидывания набок. Даже если заваливание набок произойдет, то снегоход райдера не придавит. Во-первых, райдер находится не «в седле», во-вторых, снегоход конструктивно ляжет на боковую панель и подножку, оставляя свободное пространство для беспрепятственного отстранения райдера.  Именно благодаря стойке на «неправильной ноге» райдер имеет максимум свободы для любой реакции и все время находится как бы вне снегохода, а в параллели с ним. 

 

 

Возможные ошибки:

1. Слишком большая скорость. В этом случае будет сложно описать малый радиус и контролировать правильность положения снегохода. Указательный и безымянный пальцы левой руки должны непрерывно лежать на рукоятке тормоза. Тормозом работаем плавно. При резком нажатии снегоход будет стремиться опрокинуться в одну из сторон.

2. Снегоход не дотянули до самостоятельного устойчивого положения. В этом случае при снижении скорости и торможении снегоход падает на обе лыжи. При правильном положении, после остановки и отпускания, снегоход останется стоять на одной лыже хотя бы пару секунд.

3. При движении в позиции самоката внешняя (толчковая) нога не выносится вперед к стойке лыжи. Значит, во время движения райдер не успевает сделать толчок и на мгновение разгрузить снегоход. Толчковая нога всегда будет опаздывать и волочиться позади. При правильном выполнении упражнения райдер все время как бы догоняет свою внешнюю ногу.

4. Быстро устают руки. Руки не выпрямлены. Согнутые в локтях и напряженные руки могут стать не только причиной быстрой усталости, но и травм. Контролируйте положение рук. Они должны быть вытянуты и расслаблены. При необходимости райдер на руках подтягивается к снегоходу, но ни в коем случае не снегоход к райдеру!

5. Взгляд направлен под лыжи. Это самая распространенная ошибка. Взгляд должен быть направлен в точку вашей желаемой траектории на 10–15 метров вперед. При заходе на радиус взгляд направляется на выход из радиуса. Принцип: куда смотрим, туда и приедем – работает не только в авто- и мотоуправлении.

Если сразу выполнить упражнение на ходу не получается, то упрощаем задачу для первых попыток. Перевод снегохода из положения «опора на две лыжи» в положение «опора на одну лыжу» на старте делаем в статике, повторяя упражнение № 1. В центре «восьмерки» останавливаемся для смены опорной лыжи и снова повторяем упражнение № 1 и продолжаем движение по «восьмерке».

На начальных тренировках «восьмерка» будет отнимать немало сил, но с каждым правильным движением чувство свободы выбора траектории и уверенность в собственных возможностях будут геометрически возрастать. Если этому упражнению посвятить хотя бы пару выходных, то результат не заставит себя ждать. Возьмите с собой напарника и снимайте друг друга на видео. Вечером просмотрите отснятые ролики в замедленном режиме и внимательно изучите свои ошибки. Постарайтесь их учесть на следующей тренировке. В итоге необходимо выработать уверенный навык движения на малой скорости по минимальному радиусу в положении «опора на одну лыжу».

Почему минимальная скорость? Важно, чтобы снегоход был устойчив не за счет центробежной силы, а за счет правильного положения. Вопрос скорости – это вопрос «кто управляет?». Райдер снегоходом или снегоход райдером?

Домашняя «восьмерка» – это ваш козырь в рукаве, чтобы в горах тратить время на горы, а не смотреть на них с уровня ровной площадки, отсчитывая удачные и неудачные круги

Школа катания

  • Козырная «восьмерка» (бундокинг для чайников / часть II)

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года